21.2 C
Старые Дороги
Суббота, 7 июня, 2025

Там, где Щиты, прежде были скиты; под дубовым крестом похоронен святой

Когда-то на кладбище в деревне Щиты случился пожар: местный житель хотел после уборки сжечь сухую траву, огонь пошел по округе, перекинулся на деревянные кресты и выжег все дотла.

Сгорел в том пожаре и огромный старинный дубовый крест за дубовой же массивной оградой — местная достопримечательность. Старожилы всегда знали, что похоронен тут какой-то особый человек, а вот кто он — никто толком ответить не мог. Первый лучик света на ситуацию пролила встреча с местной уроженкой, приехавшей издалека.

Староверы?..

Однажды в канун Троицы к местному кладбищу подъехал «Ланд-крузер» с российскими номерами. Два дюжих охранника осторожно помогли выбраться из машины старушке. Она-то и рассказала местным жителям, что покоится под дубовым крестом блаженный Константин, умерший в пути святой человек. И добавила: к могиле этой раньше люди из разных краев приезжали поклониться…

«Стоп; а почему встреча на кладбище состоялась на Троицу? — спросит внимательный читатель. — Ведь у нас-то традиционно люди проведывают могилки близких на Радуницу и в некоторых деревнях еще на Пасху!»

И это правильный вопрос, и вот он — первый ключик к разгадке происхождения деревни Щиты.

Именно на Троицу посещают кладбища староверы, или старообрядцы.
Тема этой религиозной ветви до сих пор мало раскрыта: преследуемые сперва царской, а затем Советской властью люди привыкли вести уединенный, замкнутый, тайный образ жизни. Даже их внуки сегодня неохотно говорят о своих родословных, мотивируя свою осторожность так: «В свое время еще наших родителей, которые уже далеки были от религиозных вопросов, из-за этих дел в «органы» вызывали, как они нам говорили — «из-за кацапских икон». Не хочется лишних разговоров, сами понимаете; как бы чего не вышло…»

Однако кое с кем из выходцев из Щитов мне все же удалось побеседовать. Этот рассказ очень заинтересовал и приот-крыл одну из таинственных страничек истории района. Я, к примеру, знала, что старообрядческие села были в соседних Любанском и Глусском районе, что их белорусская столица — Ветка, а вот что осели они и у нас — не слыхала никогда.

Ключ к тайне — ДНК

Староверы пришли на территорию Беларуси после никоновской реформы Русской православной церкви в XVII веке — после раскола. Их тогда так и называли — раскольниками, жестоко преследовали и без всякой жалости сжигали живьем. Спасаясь от страшной участи и спасая свою веру, с Новгородских и Псковских земель, а еще со стороны Москвы через Смоленск, а также со Стародубья и Черниговщины потянулись они в наши края. Огромные семьи (в каждой традиционно по десятку и более детей) несли с собой нехитрый скарб, рукодельные (других старообрядцы не признают) иконы и, конечно же… кровь в своих жилах, отмеченную уникальным шифром ДНК. Он передался от старших поколений современникам, и сегодня путем проведения генеалогического ДНК-теста происхождение жителей Щитов можно установить совершенно точно. Одна из местных уроженок воспользовалась такой возможностью.

«Мне всегда была интересна история семьи, — рассказывает моя собеседница Татьяна (имя изменено — авт.) — Но бабушка, которая меня растила, всегда избегала разговоров на эту тему. Если я спрашивала, она отвечала: «Если узнают, кто мы, нас убьют». Изредка только роняла отдельные фразы: «Мы пришли издалека», «Мы — боярского рода», «Мы эту землю у царя за золото купили»…

Генеалогический ДНК-тест, который я провела недавно, дал ответ: родовые корни семьи — в Финляндии, на границе с прежним Поморьем. Там у меня более полусотни кровных родственников, а здесь кроме членов моей семьи — никого».

«Кацапская деревня»

В Беларуси беглецы строили в малодоступных лесистых и болотистых уголках скиты (не отсюда ли пошло видоизмененное временем название Щиты?..). Спустя некоторое время старообрядцы выкупили землю и основали деревню, в округе называемую «кацапской», а жители ее соответственно именовались «кацапами». Это прозвище и до сих пор можно услышать.

Имена и фамилии у старших поколений здешних жителей были чисто русские. Полистав книгу Положевичского сельсовета, где зарегистрированы захоронения на Щитовском кладбище, мы увидим династии Елагиных, Рыжовых, Сергеевых, Балахановых, Федоровых, Абрамовых, Гавриловых… 

«Режь голову — оставь бороду»

Все здешние мужчины старшего поколения носили бороды — обязательный атрибут семейных старообрядцев. Говорят, когда вышел указ Петр 1 о том, чтобы мужчины обязательно брили бороды, староверы отвечали: «Режь голову — оставь бороду».
Татьяна: «У моей бабушки было семеро братьев; у всех были окладистые бороды. Вообще в своем детстве не помню в деревне ни одного взрослого мужчины безбородого. Из традиций быта запомнилось, что никто из взрослых не пил, не курил, не ругался матом…» — и это тоже подходит под старообрядческую культуру.

Чудотворные иконы

А еще один, самый верный, маркер староверского быта — рукотворные иконы, литые или писаные, а не печатные.

Татьяна: «В нашем доме иконы были особенные: писанные маслом на темных старинных досках. Уже пятьдесят лет тому назад, когда я была ребенком, они были очень старые, изъеденные шашелем. Мне говорили, что они передаются в семье из рук в руки уже пять поколений. Одна была — Феодоровская, Неопалимая; это точно. Я этот лик почему-то особенно хорошо запомнила.

Трижды в день мы перед ними молились.

Очень богатый и большой иконостас был укрыт от посторонних глаз раздвижной занавеской (еще одна староверская традиция — авт). А еще у нас дома было одиннадцать больших тяжелых берестяных книг. Я из них однажды вырвала два листа на растопку, так они гореть не хотели. Влетело мне тогда…

С детства я точно знаю, что иконы обладают особой силой, потому что убедилась в этом воочию на примере двух случаев. С тех пор всем говорю: никогда не смейтесь над иконами, не шутите, не относитесь к ним легкомысленно.

Однажды копали мы картошку. Тем временем из печки выпал уголек, от него загорелся половичок, потом занялись занавеска, шкаф, обои — и пошло. Смотрим — валит из нашего дома дым. Побежали тушить пожар. А когда погасили пламя, увидели: огонь опалил обои на стене, но обошел иконостас, он остался невредимым.
Второй случай был, когда начался пожар в деревне. Дома на тот момент были бабушка и ее сестра. Я слышала, как они заспорили между собой. Сестра говорит:
— Делать нечего: надо икону неопалимую выносить.
Бабушка возражает:
— Нельзя: увидят, все узнают и убьют нас.
Сестра ей в ответ:
— А если не вынесем, вся деревня сгорит!..

Вынесли Феодоровскую икону и пошли вокруг деревни крестным ходом, а мы с ребятами на большую иву залезли и смотрим оттуда на пожар. Июль, жара стоит, — хаты прямо столбами пылают. И вот как пошел крестный ход, вдруг что-то как ударило — все мы с ивы на землю послетали. И пламя стало само собою затухать. Я это своими глазами видела и с тех пор, кто бы что мне ни говорил, — всегда буду верить в силу икон».

Испытания продолжались

«В деревне нашей люди жили трудолюбивые и состоятельные, — продолжает моя собеседница свой рассказ. — У многих были двухэтажные дома (у Балахановых — даже с колоннами!), а до революции местные держали манукфактуры. В сталинские годы все имущество экспроприировали и вывезли, а хозяев якобы выслали, но на самом деле просто расстреляли в Слуцке и Минске; это позже выяснилось. В войну наши жители тоже пострадали из-за своего происхождения. В 44-м полицаи-бандеровцы отступали от Бобруйска и у нас остановился целый их обоз. Ехали они с награбленным добром, с любовницами, с водкой. Кто-то подсказал им, что деревня «кацапская». Как они узнали это — так и кинулись на наших: «А, кацапы?!..» Девочек двенадцатилетних ловили и насиловали…

А наутро, не успели полицаи проспаться, — вошли в деревню советские танки. Люди бросились к ним. Танкисты как узнали про изнасилованных детей, так пленных оставлять не стали. Есть возле Щитов зарытый и сровненный с землей ров, весь полный этого полицайского мяса; старожилы знают. Были это не просто полицаи, а именно украинцы-бандеровцы. Так что сегодня пусть нам не объясняют, кто они такие, — нам бабушки рассказали, мы все помним».

Сегодня в Щитах осталось только два жилых дома. Память о прежних жителях хранят старые опустевшие хаты да могила блаженного Константина на местном кладбище. Она частично огорожена и обозначена, но достойного памятника на ней нет. А вдруг бы и нашелся кто-то, кто поставил бы памятник взамен сгоревшего креста на захоронении, несомненно имеющем историческую и религиозную ценность? И еще: может, у кого-то есть и другие данные о Щитах и староверах на Стародорожчине?..

Мы будем рады любой информации, которая позволит нам продолжить расследование темы.

Текст:
Инна КАНДАУРОВА.

Снимок носит иллюстративный характер

Поделиться :

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярное

Схожие статьи
Похожие

Посевной комплекс на «Белагро-2025» презентовал «АМКОДОР»

 Машинам производства "АМКОДОР", работающим на белорусской земле, создатели дают...

Сколько будет стоить школьная форма на новый учебный год?

Сколько будет стоить школьная форма на новый учебный год,...

Ребята из военно-патриотических лагерей посетили 8-ю бригаду РХБЗ

Ребята из военно-патриотических лагерей учреждений образования Стародорожского района посетили...
Яндекс.Метрика