Мой рабочий день начался не с чашечки кофе и написания очередного материала для газеты, а с метлы, мусорного пакета и перчаток. Пришлось на время сменить профессию…
Дворником я решила стать не сразу: подождала прихода весны и хорошей погоды, чтобы облегчить себе работу и не мерзнуть на улице. Но, как оказалось, в этой профессии нелегко трудиться круглый год. Вставать нужно рано, а работать физически — много. Причем спасибо за чистоту никто не скажет — еще и мусора подкинут. К сожалению, сейчас так.
Ну вот, к 8 утра я уже во дворе многоэтажки по улице Армейской, что называется, во всеоружии. Одежда на мне рабочая — спортивная удобная обувь и твердый настрой вычистить двор в одиночку. Единственное, что я не учла, — наличие маникюра. Как мне сказал один из работников ЖКХ, с такими ногтями, наверное, по деревьям лазить хорошо, а не улицы подметать.
Прав ли он насчет деревьев, не знаю, но жевательные резинки с лавочек отлеплять нормально, только перчатки мешают. А вот подметать действительно неудобно. Но раз уж взялась за дело — терпи.
Сменив клавиатуру на метлу, я добросовестно выгребала мусор из урн и мела тротуары. Ветер в этот день был сильный, поэтому весь мой труд по подметанию двора пошел насмарку. Отдача была только в виде песка в лицо. Жалко потраченного времени и сил.
Далее перешла к мусорным бакам. Чего только там нет! Некоторые умудряются туда запихнуть большие пакеты с бытовыми отходами, хотя контейнерные площадки находятся рядом. Лень донести, наверное. Вот интересно, а если бы дворы не убирались работниками ЖКХ, что творилось бы под окнами многоэтажек?
— К сожалению, есть в нашем городе люди, которые не ценят чистоту и уют. Сегодня мы уберемся, а завтра на этом же месте снова будет мусор, — рассказывает рабочий по комплексной уборке ЖКХ Людмила Картун. — Делаем замечания, когда видим, что жильцы не удосуживаются донести пакеты с отходами до контейнерной площадки. Кто-то прислушивается, а кто-то нет. Но мы не конфликтуем, спокойно просим соблюдать чистоту.
Людмила — дворник с 12-летним стажем. Раньше она работала на швейной фабрике. Трудилась там 22 года, а в 2011-м пришла в ЖКХ.
— Так и работаю дворником. Тяжело, конечно. И подметать приходится, и листья сгребать, и грузить, и убирать. Дел много. Физическая нагрузка большая. Но мы с девочками-коллегами делаем небольшие перерывы, чтобы отдышаться. А потом снова за работу.
— И грузить нужно?
— А вот посмотрите — уже загрузили, — Людмила Картун показала рукой на заполненный «с горкой» прицеп от трактора. — Там и ветки, и выброшенная сантехника, и матрасы, и строительный мусор, и даже кровати в разобранном виде. Чего только нет.
— Ничего себе багаж! — удивилась я. — Что-то ценное за годы работы находили? Как-то слышала байку, что дворники могут неплохо разжиться на «потеряшках».
— Из ценного нашла на улице 100 рублей. А так ничего такого. Только бычки под балконами, — смеется моя собеседница. — Чего-чего, а окурков от сигарет очень много, особенно после зимы. Больше всего их под балконами многоэтажек на Армейской, Кривошеина, Московской.
— А что самое сложное в работе?
— Уборка снега зимой и листьев осенью. Если снегопад начался ночью, то выходим на работу к 6 утра. Бывает, чистишь одну сторону тротуара, а на другой уже сугробы по пояс.
— Раз работа такая тяжелая, не хотели бы снова вернуться на фабрику? Вы же по профессии швея, а там такие специалисты нужны.
— Назад не хочу. Да и до пенсии немного осталось — чуть больше четырех лет. Меня все устраивает. И потом в нашей работе есть один большой плюс — свежий воздух. Так что доработаю, — подытожила свой биографический рассказ женщина.
Кстати, мозоли на этой работе у «непривычных» появляются быстро. У меня — буквально за полчаса интенсивного махания метлой. К ним еще добавился стойкий запах отходов, идущий из контейнеров для мусора во дворе многоэтажного дома по улице Гастелло. Под теплым апрельским солнышком он «шлейфовал» на многие метры, и даже после возвращения в редакцию меня не покидал.
Коллеги спросили, не противно ли было ковыряться в мусорках. Так же противно, как и медсестрам выносить «утки», но им такие вопросы почему-то не задают. И еще не обращают внимания на то, что дворники делают это в перчатках и в спец-одежде, и для них это работа. Никто не контактирует с тем, что «противно», напрямую. А это противное, кстати, мы сами производим.
Кстати, пока я выгребала содержимое урн, подумала, что по мусору в пакете можно многое узнать о его «владельце», вплоть до адреса. Возникло сильное желание отнести все это «добро» к нему домой и поставить под дверь, оставив записку «Хозяин, я вернулся — принимай!».
Всегда надо помнить, что не только двор, но и город, страна и планета — место, где мы живем. И думать надо еще о чем-то, кроме себя и своей квартиры. Чужой труд нужно ценить, ведь дворники — это как печень в организме: не будешь ее уважать, будешь жить на таблетках.
Текст: Марина ГЕРАСИМОВИЧ.
Фото: Екатерина КОЛЫХАН.