Более десятка лет назад один из жителей агрогородка Языль обнаружил на местном кладбище необычный каменный крест. С тех пор все только и говорят, что он растет из земли.
Неужели найдено восьмое чудо Стародорожчины? Мы решили выяснить, что это: очередная легенда или действительно уникальная древняя находка.
Кладбище, где установлен крест, находится возле Языля по дороге на деревню Новый Рабак (местные его так и называют «рабакское»). Судя по надгробным памятникам, оно очень старое. Много каменных и железных крестов, а также просто могильных насыпей, где ни крестов, ни памятников. Объект, ради которого мы и приехали сюда, долго искать не пришлось. Он располагается напротив центрального входа, метрах в пятидесяти от него.
Этот каменный крест действительно отличается от всех остальных. Он был вытесан из валуна с округленными перекладинами. Размещен с восхода на запад. На нем выбит небольшой крест, а с другой стороны — три выпуклости, похожие на медальоны. Наверное, и правда вырос, подумали и мы, так как сверху мох, а снизу он чистый и гладкий. Да и люди говорят, что раньше он до перекладин был в земле, а теперь его высота сантиметров 60, не меньше. Так все-таки камень «растет»?
За ответом на этот вопрос мы обратились к краеведу, учителю истории Виталию Юревичу, который и развеял этот миф. Все, оказывается, имеет научное обоснование, и «вырос» камень не без участия человека.
«Еще в 2013 году мы узнали об этой находке, — рассказал Виталий Анатольевич. — Для исследования древнего каменного креста был приглашен известный археолог Олег Вильгельмович Иов. Тогда ученый сделал такое заключение: «Средневековые могилы обозначались каменными стелами (обтесанными камнями) и крестами. Кресты, конечно, встречались реже. На Полесье они вообще редки: здесь не так много ледниковых валунов, как в других областях Беларуси. Трудно и дорого было перевозить их с места на место и обрабатывать. По всей видимости, человек здесь погребен непростой…»
Археолог датировал находку XIV-XVII веками. Вообще ученые датируют кресты по их форме: чем она проще, чем более округлы очертания (примитивные зубила не позволяли высечь правильную форму) — тем древнее находка. Наш, если смотреть с этой точки зрения, можно датировать примерно XV веком.
Чтобы выяснить, есть ли под крестом могила, решили выкопать его из земли. Достав, измеряли. Высота составила 54 см, ширина перекладины — 64 см, длина левой перекладины — 13,5 см, правой —16,5 см, основание у земли — 43-44 см. Однако никаких следов захоронения под этим крестом не было обнаружено…»
Еще в 1886 году в этой местности побывал этнолог, антрополог, археолог Николай Янчук. В 1889 году была издана его книга «По Минской губернии», где он описал свои исследования, в том числе и на территории Языля.
«Дальнейшим местом моих раскопок было село Языль Бобруйского уезда Горковской волости. Село довольно старинное. Это видно из того, что в нем три кладбища. На одном, лежащем на возвышенном месте, часть площади занята курганами, которых теперь только 10, но прежде, по рассказам, было больше. Именно за границей кладбища у самой канавы, заменяющей ограду, были еще курганы, но теперь они распаханы. Интересно это кладбище в историческом отношении, если верить тому взгляду, который я себе составил о нем. По-видимому, здесь некогда было язычницкое кладбище. Впоследствии из укоренившегося уважения к этому месту, продолжали тут же хоронить и христиан. По этой причине размеры кладбища увеличились в одну сторону, и границы его изменились. Прежнее кладбище, вероятно, было исключительно курганное и не имело точно определенной границы. По мере того, как прирастало христианское кладбище, старые курганы оседали, и со временем часть прежнего кладбища обращена под пашню. Вокруг него сделана канава, причем в черте нынешнего кладбища оказались и все оставшиеся курганы, кроме одного. Примечательно то, что в той части, где находятся курганы, теперь почему-то избегают хоронить, несмотря на то, что свободного места много, а в остальной же части кладбища могилы чрезвычайно скучены».
Правда, Николай Янчук ничего не пишет про каменный крест. Зато из разговора с Виталием Юревичем узнала, что в нашем районе таких исторических памятников немало.
— В нашем районе много подобных крестов, — продолжает рассказывать он. — Только в одном агрогородке Теребуты их около двадцати. Там существуют легенды об их происхождении. Одна из них повествует о том, что четыре брата основали деревню и хутора. Когда они умерли, им и были установлены такие надгробные памятники. Еще говорили, что все кресты здесь были установлены на могилах детей, которых убила молния. На то они и легенды. Многое зависело от того, есть ли в деревне хорошие каменотесы. Если они были, то и не удивительно, что на кладбищах много таких крестов.
— Так что же за каменный крест на Языльском кладбище?
— В том, что он старинный, сомнений нет. Его можно было бы считать идолом, если бы он был выпуклой формы — символом Богини Земли. Моя версия связана с принятием христианства. Скорее всего, эту территорию освятили и установили крест, как символ святого места. Предположительно это было в XI-XII веках. Даже тогда на раскопках по всему было видно, что это специально поставленный камень, тем более что никакого захоронения под ним не найдено.
Кстати, на кладбищах устанавливали не только освященные каменные кресты, но и деревянные. Один из них сохранился на кладбище в агрогородке Старые Дороги. На нем повязана не одна сотня ленточек. Он очень крепкий, не сгнил и не сломался, несмотря на то, что стоит много лет.
Текст: Виктория СЫТИК. Фото автора и из архива
Виталия ЮРЕВИЧА.