Цветочный бизнес многие считают невероятно прибыльным и не особо сложным: вложил самую малость, а заработал бешеные деньги. На самом деле это не так. Начиная с момента закупки и заканчивая продажей уже оформленного букета, хозяева цветочных магазинов постоянно находятся в напряжении, ведь растение — не кусок фанеры: если не успеешь продать «свеженьким», потом выбрасывай. А попробуй рассчитай, сколько цветов купят в определенный день или неделю! Нужно постоянно держать руку на пульсе.
Светлана Леонидовна Емельянова с супругом Алексеем Алексеевичем с этим прекрасно справляются. Они, можно сказать, первооткрыватели «букетного» бизнеса в Старых Дорогах — вот уже 25 лет задают тон в цветочной моде. А начиналось все с 20 долларов…
«Заниматься продажей цветов мы с Алексеем решили в 1997 году по совету его тети — хозяйки цветочного магазина в Минске, — вспоминает Светлана. — Начинать было страшно, тем более у нас с мужем на тот момент «в заначке» лежало всего 20 долларов. Пришлось одалживать деньги у знакомых. Опыта в цветочном бизнесе у нас не было. Ориентировались на собственные вкусы и представления о том, как лучше. Конечно, предварительно мы делали определенные расчеты, но жесткого бизнес-плана не существовало. По большей части все было интуитивно.
Помню, первую партию цветов — это были гвоздики, 50 штук, — мы привезли накануне «последнего звонка» и распродали буквально за 2-3 дня. В то время маршрутки в Минск (а именно оттуда привозили гвоздики) не ходили: Алексей садился на поезд и с пересадками добирался до столицы, а затем с товаром спешил обратно».
Самым первым местом, которое арендовали Светлана и Алексей, был холл на первом этаже здания возле «Кулинарии». Затем переехали в универмаг, а когда и там стало тесно, перебрались в павильон «Бирюза». Торговая точка в центре города окупилась и стала приносить прибыль. Бизнес пошел в гору, и в 2002 году у супругов возникла идея построить собственный магазин.
С чего начать? С рисунка! Магазин своей мечты семейная чета нарисовала на листке бумаги. Все спроектировали сами — до малейшей детали. Тогда председателем Стародорожского райисполкома был Василий Петрович Усик, к нему и пришли с картинкой и кучей планов. Василий Петрович внимательно выслушал предпринимателей, поддержал и дал добро на строительство. Так в нашем городе появился цветочный павильон «Виктория», название которого в переводе с латинского означает «победа».
«Мы его строили два месяца, — рассказывает Светлана Емельянова. — Очень сильно переживали, ведь это дело затратное, окупится ли? Но риск себя оправдал».
Несмотря на то, что к тому времени в городе начали появляться другие цветочные ларьки, «Виктория» по-прежнему была «в топе» покупателей. Популярность приносил индивидуальный подход к каждому клиенту: человек, который заказывал букет, был счастлив и доволен.
В 2014 году павильон претерпел изменения — увеличилась его площадь, и теперь здесь самое настоящее цветочное царство, которым правят флористы. Кстати, они еще и немного психологи. Светлана, например, подробно уточняет каждый повод и пожелания заказчика, внимательно подходит к выбору и качеству цветов. Ведь нет ничего хуже, чем букет, который «не пережил» праздник! Что касается составления композиции, то здесь важна каждая мелочь. Например, букет невесты она рассматривает в контексте всего образа и цветовой гаммы торжества, предлагает альтернативные варианты.
По словам Светланы Леонидовны, сегодняшние заказчики не хотят чего-то простого, универсального. В цветах, как и в моде, все меняется очень быстро: сорта растений, палитра. Сейчас, например, хорошим спросом пользуются эустома, альстромерия, кустовые розы, подсолнухи, орхидеи, эвкалипт. То, что раньше в букет не взяли бы, сегодня может стать прекрасным дополнением.
«Помню, когда еще работала в «Бирюзе», невеста заказала необычный свадебный букет — из калл. Было очень оригинально и сказочно красиво. Еще помню случай, когда в наш магазин пришел мужчина. Он очень трогательно рассказал, для какого повода ему нужен букет, и в итоге приобрел 125 роз».
Чтобы сделать композицию из такого количества цветов, Алексею Алексеевичу часто приходится ехать за ними ночью — надо успеть к торжеству. Особенно загруженные дни выдаются, когда приходится работать чуть ли не круглые сутки — праздничные даты, такие, как 1 сентября или 8 Марта. Важно точно рассчитать, сколько цветов нужно, чтобы сделать запасы и при этом все продать, ведь если потом понадобится больше — ты цветок не найдешь, а если товар останется — это твои убытки.
Флористический бизнес очень чувствительный и капризный — почти как сами цветы, а зачастую и как прекрасная половина человечества, которой их чаще всего дарят. Нужно просчитывать все риски, а еще шагать в ногу со временем. Супруги это понимают и продолжают развивать свой бизнес в том числе в социальных сетях. Сегодня они дарят цветочную радость не только стародорожанам — благодаря страничке в Инстаграм звонят и заказывают букеты клиенты из США, Израиля, Канады, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Крыма. Главным преимуществом стала доставка: цветы круглосуточно доставляют по адресам, избавляя людей от необходимости приходить в магазин и ждать, пока флорист подготовит композицию.
«Мы очень любим своих покупателей, — признается Светлана Леонидовна. — Может, атмосфера такая в магазине, но люди все приходят добрые, приветливые. Многие нам помогли, когда только начинали свой бизнес, и потом, когда его развивали. Мы тоже стараемся идти навстречу покупателям. Одно время работали с 9 утра, но люди просили открываться пораньше. Прислушались, стали работать с 8.00. Потом к нам обратились с просьбой открываться до 8.00, ведь кто-то спешит поздравить именинника еще до начала рабочего дня. Сейчас я в магазине уже с 7 утра».
Текст: Марина ГЕРАСИМОВИЧ.
Фото: Анастасия ЖУКОВЕЦ.
Полная версия доступна подписчикам «НС»