Услуга такси в нашем районе не новая. В последние годы с повышением спроса услуги стали расти как грибы после дождя. Вот уж точно «хлебное» место! Только со временем и вопросов к таксистам накопилось немало. Все чаще от клиентов слышишь: «Их наглости нет предела».
Мы попытались разобраться в проблеме и ответить на некоторые вопросы потребителей.
В популярности такси нет ничего удивительного: комфортно, удобно, для вызова достаточно сделать один телефонный звонок. Для сельских жителей оно и вовсе палочка-выручалочка. Многие маршруты общественного транспорта отменились из-за малого пассажиропотока, а ради одного-двух человек автобус «гонять» нецелесообразно. В основном в деревни они ездят только по выходным. Только ведь есть у людей потребность бывать в райцентр и по будням: кому надо на работу, кому в больницу, кому по магазинам. Поэтому народ нередко прибегает к услугам таксистов. Однако по таким расценкам, которые предлагают сельчанам, позволить себе комфортную услугу может далеко не каждый: ценник «лупят» недетский и каждый день разный.
Вот история, которую поведал нам житель деревни Новые Фаличи Федор Иванович Лапаник:
«В начале октября была у меня необходимость приехать в Старые Дороги. Обратно автобуса нет, пришлось раскошелиться на такси. С меня взяли 16 рублей. В конце месяца также возвращался домой на такси. Только на этот раз пришлось заплатить уже 18 рублей. И это еще не все. Через неделю на «октябрьские» праздники к нам в гости ехала родственница из Минска. Из города ей тоже пришлось добираться до деревни на машине с «шашечками». Так вот она прокатилась за 20 рублей. Причем во всех трех случаях нам не выдали никакого чека об оплате за услугу. Как же тут не возмутиться? Откуда берутся такие тарифы?».
Более того: и в черте города, несмотря на то, что стоимость поездки вроде бы составляет 5 рублей, для некоторых таксистов в порядке вещей провезти клиента «в два счетчика». На возмущение отвечают: «Не нравится — не езди». И тоже никаких чеков не выдают.
Актуален и второй вопрос: почему в нашем городе оплата берется установленной суммой, а не зависит от километража? Таксометры в машинах есть, но они не для пассажирского глаза. Даже во времена СССР все было просто и понятно, как показания спидометра. В 1936 году, например, для такси по всему Союзу был установлен единый тариф — 80 копеек за километр в дневное время, 1 рубль 20 копеек за то же расстояние в ночное время или за городом. Час простоя оценивался в 6 рублей. Расцвет услуги пришелся на 70-80-е годы прошлого века. К тому же стоимость услуги стала мизерной — около 10-20 копеек за километр.
Замечена и еще одна интересная особенность: в больших городах тарифы на порядок ниже, чем в малых.
Так, в Минске можно прокатиться за 45 копеек за километр. Примерно такие же цены в Бресте. Там за посадку нужно будет выложить 3 рубля (включает 3 километра пробега), а за каждый последующий километр заплатить еще 49 копеек (55 копеек за городом). В Витебске цены выше незначительно — примерно 55-60 копеек за километр плюс посадка (в среднем 2,5 рубля).
А вот цены в небольших городах. Например, в Солигорске 1 километр пути обойдется в 60 копеек, в Слуцке — до 70 копеек. В Радошковичах «требуют» от пассажира уже 80 копеек за каждый километр, а в Лельчицах таксисты берут по 90 копеек.
Ответ на все вопросы оказался всего один: защиты от переплаты не существует, то есть индивидуальный предприниматель имеет право установить свою цену на проезд в своем же такси.
В отделе экономики райисполкома пояснили, что пункт 169 постановления Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах автоперевозок пассажиров» не допускает двоякого толкования: размер платы за посадку устанавливается автомобильным перевозчиком исходя из его затрат. Ни одно государственное ведомство в процесс ценообразования не вмешивается. Контроль за таксистами — прерогатива Министерства транспорта и коммуникаций, а точнее, Транспортной инспекции.
И все же у пассажиров такси есть свои законные права.
Всегда нужно обращать внимание на внешнее и внутреннее оформление автомобиля-такси. Все они прописаны в Правилах автомобильных перевозок пассажиров. На видном для пассажира месте должна быть визитка со сведениями о водителе и его фото, информация о наименовании, месте нахождения и телефонах перевозчика, табличка с тарифами (за 1 км днем и ночью, за пределами города, стоимость абонирования, стоимость посадки, простоя, заказа по телефону), информация о книге замечаний и предложений. Также в автомобиле должен быть кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром и установленный так, чтобы информация была доступна пассажиру.
Правилами регламентировано, что поездку нельзя начинать без включения водителем таксометра. При несоблюдении Правил автомобильным перевозчиком любая поездка будет считаться выполненной с нарушением требований законодательства.
Пункт 169 гласит: пассажир автомобиля-такси имеет право отказаться от оплаты поездки в случае перевозки с выключенным кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром, или без кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром. Водитель обязан выдать пассажиру чек после завершения поездки (это закреплено в пункте 164).
Если у пассажира такси есть доказательства, подтверждающие факты несоблюдения законодательства о транспортной деятельности (фото, видео), он может обратиться в Транспортную инспекцию, а по вопросам оплаты — в Министерство по налогам и сборам.
Самое главное право пассажира — человек сначала сам должен разобраться с проблемой. Задать вопросы таксисту или его руководству, чтобы у него были веские основания для обращения в вышестоящие органы.
Текст: Виктория СЫТИК.