Сливая отходы жизнедеятельности в канализацию, мы не задумываемся, куда все это «держит путь». А путь на самом деле неблизкий, непростой и недешевый; ведь сегодня каждый многоквартирный дом работает, как «маленький химический завод», отправляя под землю много загрязняющих веществ. Чтобы не навредить водоемам, всю канализационную воду проводят через многоступенчатую обработку на очистных сооружениях. В нашем городе это — «Дубки».
Трудно представить, что лет двадцать назад все стоки просто отстаивалась в специальных прудах — так называемых отстойниках, неприятный запах от которых разносился далеко по округе. Сейчас же благодаря современным технологиям возле наших очистных сооружений — только свежий лесной воздух. Мы проверили!
«Место, куда поступают стоки из многоквартирных домов, частного сектора, организаций и предприятий, называется канализационно-насосной станцией (КНС), — знакомит нас с работой «Дубков» начальник участка очистных сооружений и водозабора Владимир Сахащик. В Старых Дорогах их 12. На «входе» в КНС установлены решетки, чтобы «ловить» все то, что жители бросают в канализацию. Чаще всего это тряпки, всевозможные очистки и прочие предметы. Раз в полтора месяца мы вывозим примерно по 450 килограммов этого мусора. Представьте, что было бы, если бы такие отходы попадали прямиком в речку. Поэтому мы убедительно просим стародорожан не бросать в сточные трубы все подряд. Любой предмет может стать причиной серьезного засора системы и гибели полезных бактерий».
Мощные насосы с измельчителями отправляют стоки на станцию в «песколовку» — первый остановочный пункт на пути длительной поэтапной очистки воды. Дело в том, что многие канализационные колодцы находятся на дорогах. И как бы надежно не были закрыты крышки, все равно в люки попадает песок и мелкие камни, которые потом оказываются в КНС. В «песколовке» все это оседает на дно, защищая оборудование от повреждений.
Далее вода поступает в конус, где фракции отслаиваются и попадают на иловые площадки. Затем к работе приступают живые помощники — бактерии. Они живут в аэротенке — огромной ванне глубиной 8 метров. Туда подается кислород, необходимый для жизнедеятельности микроорганизмов, которые активно потребляют вещества в грязных стоках и тем самым очищают их. Поддержанием жизни микробов занимаются специалисты собственной лаборатории, они же следят за тем, чтобы вода соответствовала установленным государством нормам и не содержала опасных веществ. Уход за бактериями — работа сложная. Если в канализацию попадет опасное для их жизни вещество, микроорганизмы погибнут, а следовательно, и процесс очистки остановится. Вот почему важно следить за их «самочувствием».
Кстати, именно благодаря микроорганизмам на территории очистных сооружений отсутствует неприятный запах. Таким образом, процесс очистки на 100% является экологичным и в то же время стопроцентно эффективным. Вода после него прозрачная и готова к отправке на доработку в искусственные пруды. В сутки туда сливается приблизительно 2200 кубометров, а уже после они попадают в речки.
Многие заблуждаются, считая, что в так называемых отстойниках вода грязная и имеет неприятный запах. Она после прохождения всех этапов фильтрации здесь чище, чем в Солянке. Впрочем, пить ее в любом случае не придется. В наших кранах вода исключительно артезианская — она поступает из скважин, максимальная глубина которых 280 метров. После нескольких этапов очистки в наши дома она приходит с содержанием железа практически в три раза ниже установленной нормы.
Текст: Марина ГЕРАСИМОВИЧ.
Фото: Олег ДОРОШКО.