На заседании районного исполнительного комитета рассматривался вопрос о реализации требований Декрета Президента №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
Некоторыми соображениями по этому поводу мне хотелось бы поделиться.
За озвученными фактами и цифрами — детские судьбы, возможно — вызревающие трагедии (как в Слуцке) и, пусть это не прозвучит пафосно, ответственность по отношению к обществу.
Задача важнейшего государственного документа под названием «Декрет №18» — вовремя заметить «маячки SOS» в семье, взять на контроль и затем глаз с нее не спускать, подходить индивидуально, действовать решительно. Контроль, контроль и еще раз контроль. В случае необходимости — изъятие детей из семьи, с родителей — алименты, пока не одумаются. Если, конечно, одумаются.
Как следует из справки, все заинтересованные службы продолжают работу по реализации требований Декрета. Вопросы рассматриваются на заседаниях координационного Совета, семинары проводятся, управленческие решения принимаются, работает районная телефонная линия доверия «Мы вместе в ответе за детей» (кто, кстати, знает о ее существовании?).
Что же мы конкретно имеем в результате всей этой тщательно запротоколированной работы? Цифры и факты таковы.
Количество детей, находящихся в социально опасном положении (далее — СОП) более 12 месяцев, по сравнению с прошлым годом увеличилось с 15 до 28, то есть фактически в 2 раза.
С 13 до 21 (более чем в 1,5 раза) выросло количество признанных находящимися в СОП подростков в возрасте с 15 до 18 лет, а это уже маркер несвоевременного выявления семейного неблагополучия (оно, как правило, не формируется за один-два года).
Рванул вверх показатель количества детей, признанных нуждающимися в государственной защите, — с 10 до 24.
Крайне острым остается вопрос создания приемных семей (3 прекратили свою деятельность, не создано ни единой).
На 28,6% уменьшился показатель возмещения расходов на содержание детей.
Может быть, цифры изменились к худшему, потому что увеличилась выявляемость таких ребят и расширились критерии их отнесения к «проблемным» категориям, то есть заинтересованные службы сработали как раз-таки эффективно?
Возможно.
Но мне все же кажется, что хорошая работа — это когда свидетельствующие о неблагополучии показатели сокращаются. И они ДОЛЖНЫ сокращаться. Я думаю так, потому что помню то недалекое прошлое, когда высокая планка в этой работе удерживалась годами. Значит — можно?..
…Отцу — смертный приговор, матери — 25 лет колонии строгого режима; сегодня повсюду обсуждают резонансный приговор суда в отношении жителей Слуцка, убивших маленького сына-инвалида. Преобладающее большинство людей поддерживает принятое решение. Когда-то в ходе обсуждения темы сохранения смертной казни в Беларуси Президент говорил о тех, кто преступил все законы и нормы человеческой морали: «Какое ты, мерзавец, имеешь право ЖИТЬ?..» — вот, по-моему, прямо про такие случаи.
Преступление будет наказано по заслугам. Вот только детскую жизнь уже не вернуть и не повернуть вспять череду истязаний, которые маленький мученик принял от собственных родителей. Да и их судьба была бы иной, вмешайся в ситуацию вовремя те, кому Декретом были для этого даны все права и полномочия. Не вмешались.
Более 28 должностных лиц, которые своевременно не предотвратили случившуюся трагедию, привлечены к соответствующим видам ответственности.
«Подобные факты мы не должны допускать. Важно наладить и донастроить межведомственное взаимодействие, чтобы в будущем подобных фактов не происходило и все субъекты профилактики реагировали молниеносно», — отметил заместитель премьер-министра Игорь Петришенко на заседании Национальной комиссии по правам ребенка. В фокусе внимания были именно вопросы обеспечения защиты прав детей, которые оказались в социально опасном положении.
«Случай в Слуцком районе всколыхнул всю страну, всю нашу общественность, — отметил Петришенко. — Это говорит о том, что где-то в полной мере что-то эффективно не срабатывает».
Касается ли это нашего района?
Время покажет. Я думаю, что да.
Сложно ли наладить механизм реализации Декрета и в разы повысить его эффективность?
Да, конечно. И — да, это колоссальная работа. И есть, безусловно, объективные причины, которые ее усложняют. Но ведь сами собой они все равно не исчезнут, проще не станет, время в этом плане на нас не работает, а делать надо. В реализации Декрета задействован целый ряд структур, служб, механизмов, им даны большие права — все есть для формирования положительной динамики. И она должна быть.
Почему ее нет?
Вот цитата из справки: «Высокая доля лиц, на воспитании которых имеются несовершеннолетние дети, употребляющих алкогольные напитки, говорит в первую очередь о нежелании их изменить свой образ жизни (!!! — Ред.), а также о недостаточности профилактических мер, принимаемых всеми заинтересованными в работе с законными представителями несовершеннолетних, в том числе о неэффективности работы общественных пунктов охраны правопорядка, профсоюзных организаций, комиссий по борьбе с пьянством и алкоголизмом, комиссий по содействию семье и школе, функционирующих на предприятиях и в организациях района, по проведению ими профилактической работы с лицами, у которых на воспитании имеются несовершеннолетние дети, межведомственному взаимодействию в разрешении вопросов профилактики семейного неблагополучия».
По-моему, слишком много назначено виноватых, хотя вообще-то есть те, кто конкретно отвечает за вопрос. Вот с них в первую очередь и надо спрашивать.
Может, все дело в том, что у семи нянек дитя без глазу?
Может, их работа должным образом не скоординирована?
Для меня как журналиста, много лет наблюдающего реализацию различных проектов в динамике, однозначно ясно еще вот что: такой сложной, тонкой, социально значимой темой надо жить — и лишь тогда что-то получится.
Людей, которые к этому способны, немного — но они существуют, и Стародорожчина имеет тому немало примеров. И здесь мы снова возвращаемся к проблеме подбора и расстановки кадров, которую не раз поднимал наш Президент.
Однозначно негативно оценить работу по реализации Декрета в районе нельзя. Есть положительные моменты. Например, с начала года отсутствуют факты повторного признания несовершеннолетних нуждающимися в государственной защите, экстренного изъятия детей из семьи.
В 2 раза — с 18 до 9 — уменьшилось количество ребят, повторно в течение года признанных находящимися в СОП.
Озвученный в докладе достигнутый успех в виде сокращения количества прогулов, совершенных обязанными лицами, мне кажется сомнительным. В прошлом году было 978, стало 827 (но это же все равно очень много!); а обязанные лица (те, кто платит алименты на своих детей государству) в прошлом году прогуляли 605 рабочих дней, а в этом «всего» 503.
…В общем, таковы дела. Хотелось бы лучше. Право дать полную оценку ситуации, как всегда, мы оставляем читателю и времени.
Текст:
Инна КАНДАУРОВА.