Магазины шаговой доступности — настолько привычная часть нашей жизни, что их присутствие воспринимаешь как нечто само собой разумеющееся. Это важная составляющая бытового комфорта: возможность в любой момент сделать покупку сильно облегчает жизнь. Любая хозяйка это отлично понимает. Одно дело — быстренько сбегать за солью в соседний магазин, другое — таскать авоськи с продуктами издалека, ради какой-нибудь мелочи организовывать целую «поездку»…
Когда в микрорайоне Северный закрылся единственный продуктовый магазин, его жители сильно потеряли в плане удобства. Павильон, принадлежащий Любанскому райпо, часто становился той самой палочкой-выручалочкой, которая спасает многих: хлеб, молоко, крупы, мясная продукция здесь всегда ждали своего покупателя. Да, возможно, не в таком ассортименте, как в крупных торговых объектах, зато — рядом.
Теперь ближайший торговый объект — магазин в здании «Вертикали», до которого топать приходится аж целых полтора километра. Хорошо, если есть личный транспорт. А если нет? Где купить продукты человеку пожилому, которому трудно столько идти пешком, да еще и с тяжелыми сумками в руках? Куда пойти за пакетом молока молодой мамочке с маленьким ребенком? Где купить пачку мороженого внукам, среди недели приехавшим в гости на каникулы? Где, в конце концов, семье приобрести сахар и чай на вечер, если вдруг забыли после работы купить их в центре города?
Вместо стационарного магазина к жителям «Чернобыльского поселка» пустили автолавку. Но полноценной заменой закрытому торговому павильону она не стала. Если магазин открыт, условно говоря, с 9 до 18, то автолавку нужно еще умудриться «поймать» — подстроиться под ее расписание. Целый квест для работающего семейного человека, каких немало живет на «поселке». Стоит ли оно того, чтобы приобрести буханку хлеба и батон?
…А ведь магазинчик райпо всегда выручал местных жителей — еще с тех далеких времен, когда Чернобыльский только застраивался домами. Спешили новоселы даже не в нынешний павильон — всего-то в простенький вагончик, стоявший едва ли не посреди чистого поля. Спешили за продуктами и вещами первой необходимости, которые всегда были в этом немудреном первом «магазине» — а значит, и под рукой у местных жителей… Но ведь — он был! Свой, удобный — потому что рядом. Со временем переехал в нынешний более «цивильный» павильон, чтобы много лет спустя уступить место автолавке.
Кто-то возразит: подумаешь, беда! На селе магазины давно закрываются один за другим… Но мы-то ведем речь не про село — про черту города, районного центра с 500-летней историей. Про один из его микрорайонов, в котором не меньше сотни домовладений.
В этом году вопрос о качестве работы Белкоопсоюза вновь зазвучал на уровне страны. Тон разговора задал Президент Беларуси Александр Лукашенко, подчеркнувший на одном из совещаний: работа Белкоопсоюза — это не только экономические показатели. Ведь Беларусь — государство, где абсолютным приоритетом является благополучие простого человека-труженика.
«Именно в обслуживании жителей деревень и маленьких поселков заключается социальная роль потребительской кооперации. В том числе и по качеству вашей работы люди оценивают всю вертикаль власти. И эта народная оценка должна быть только положительной», — требует глава государства.
Как это проецируется на наш район?
Местное райпо в последние годы значительно «урезало» присутствие своих магазинов в городской черте. И если в «рыбные» места в центре города пришли крупные игроки — магазины шаговой доступности «Доброном» и «Копеечка» — то магазин в поселке «Северный» наглухо закрыл свои двери. Хотелось бы, чтобы единственная торговая точка, больше года назад приостановившая работу, вновь встретила своих постоянных покупателей.
И не зря Глава государства сохранил систему потребкооперации даже в самые тяжелые времена 90-х. Сохранил в тех условиях, когда, казалось бы, выжить могут только «частники». Александр Лукашенко заявлял, что «ни в коем случае не только сам не будет, но и никому не позволит набросить удавку на потребкооперацию». И плоды этого решения очевидны спустя годы. Сегодня потребкооперация — больше чем просто коммерческая структура, имеющая целью исключительно получение прибыли. Это еще и важный социально ориентированный инструмент. Там, где «частник» спасует, пеняя на слабую выгоду, райпо всегда протянет руку своим покупателям. Среди них много жителей глубинки, простых тружеников — или, как в нашем случае, жителей пусть и городского, но отдаленного микрорайона. Ведь для этого когда-то и создавалась вся структура потребительской кооперации — с заботой о человеке и его комфортном уровне жизни.
Текст: Виктория ПАТОЦКАЯ.