Единая система автострахования заработает в Союзном государстве с 1 января 2025 года. Эта дата определена в изменениях в федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств», которые приняты 27 ноября Советом Федерации Федерального собрания России, передает корреспондент БЕЛТА.
«На последних заседания мы принимаем целый ряд законов по гармонизации законодательств России и Беларуси в рамках Союзного государства. Это очень важно для граждан, чтобы они были одинаково защищены, могли пользоваться одинаковыми правами. Собственно, это и есть основная цель создания Союзного государства — улучшение качества жизни граждан Союзного государства», — сказала перед рассмотрение законопроекта спикер верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко.
Согласно принятому документу, правом на заключение договора ОСАГО в рамках системы страхования Союзного государства могут наделяться исключительно страховщики с местом постоянного нахождения в России или Беларуси. Само автотранспортное средство должно быть зарегистрировано на территории Союзного государства.
Предусматривается, что оператор автоматизированной информационной системы страхования в целях проверки факта заключения договоров ОСАГО, а также противодействия мошенничеству в страховании, при пересечении водителями госграницы РФ будет осуществлять в режиме реального времени обмен с сотрудниками органов внутренних дел, таможенных органов, профессиональным объединением страховщиков, в том числе иностранными объединениями, сведениями (содержащими в том числе персональные данные) о заключенных договорах страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Также это касается сведений о произведенных выплатах страхового возмещения по договорам ОСАГО за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потерпевшего в результате ДТП.
Единая система упростит жизнь водителям, часто пересекающим границу Беларуси и России. Ее суть состоит в том, что водитель, оформляя полис ОСАГО в России, сможет включить в него дополнительное соглашение, позволяющее действию полиса распространяться и на территорию Беларуси. Аналогичный механизм будет доступен и для белорусских автовладельцев. Стоимость такого расширенного полиса будет рассчитываться на основании тарифов, действующих в стране, где зарегистрировано транспортное средство, и учитываться как дополнительный риск.
В случае ДТП компенсация убытков будет определяться по законодательству той страны, где произошло происшествие. Например, если ДТП случилось в Беларуси, возмещение будет рассчитываться по белорусским правилам, а само урегулирование организуется через Белорусское бюро по транспортному страхованию. В свою очередь, российский страховщик будет отвечать за компенсацию убытков в рамках своей системы.