5 C
Старые Дороги
Суббота, 17 мая, 2025

Почему Старые Дороги «постарели» на 58 лет и где появился первый в Беларуси автовокзал

Исследователи «докопались» до истории

Люди старшего возраста помнят, что в Старых Дорогах в 1982 году проходили торжественные мероприятия, посвященные юбилею города — 400-летию. Возникает резонный вопрос, почему тогда в нынешнем году мы отмечаем дату 500 лет, а не 442 года?

Ответ прост. Дело в том, что изначально историки нашли упоминание о Старых Дорогах, датированные 1582 годом. Но позже в старейших архивах Великого княжества Литовского исследователи обнаружили более раннее упоминание.
Населенный пункт Дороги впервые «отмечен» в документах архива канцелярии ВКЛ, в первой книге записей Литовской Метрики под 1524 годом, когда он перешел от князя Юрия Гольшанского к воеводе виленскому, канцлеру Великого Княжества Литовского Альбрехту Гаштольду. Кстати, на современном гербе районного центра изображена искусственная геральдическая фигура — гипоцентавр. Он был родовым символов князей Гольшанских — первых из известных владельцев нашей малой родины.
Обнаружение нового документа и послужило поводом для изменения «возраста» нашего города. Он стал «старше» на 58 лет.

На болотах жили люди-медведи

А вообще о том, как возникли Старые Дороги, ходит много легенд. Например, о том, что когда-то давным-давно здесь была огромная топь. Люди, которые жили на болотах, назывались дреговичами. Шла молва, будто они были здоровые и крепкие, как медведи. Эти люди считали себя силачами и никого не боялись. Но со временем они исчезли. Их потомки не могли уже так ходить по болотам, потому и стали прокладывать дороги. А еще для того, чтобы посмотреть: живут ли за непроходимыми болотами люди. Строили они новые дороги, а местам давали разные названия. Перебрали уже все и не знали, как называть новую деревню. Думали они и решили, что пусть это место называется просто: Дороги.

В конце ХIХ столетия рядом появилась деревенька, которую тоже назвали Дороги. Подумали, что двое Дорог на одной территории не очень удобно, так как возникнет путаница, поэтому более «новые» Дороги так и назвали — Новые Дороги, а более «древние» — Старые Дороги.

Первый автовокзал появился в Старых Дорогах

От «прошлой жизни» в Старых Дорогах ничего не осталось: город стал современным, модным, красивым. Разве что напоминает о днях ушедших старенькая почтовая станция, которая была построена в 40-х годах ХIХ столетия.

Кстати, первый автовокзал в Беларуси появился именно в нашем городе. Дело в том, что железную дорогу довели только до Старых Дорог, а дальше она не пошла. И вот люди приезжали в Старые Дороги, а отсюда на автобусе ехали в Слуцк. Автобус так и назывался: Старые Дороги — Слуцк.

В 1912 году корреспондент газеты «Минский листок» описал впечатления от поездки по этому маршруту: «Автобус являет собой вагон фургонного типа, громоздкий и поставленный на четыре колеса. Он разделен на две половины. В передней части восемь мест для пассажиров 1-го класса, в задней помещаются пассажиры 2-го класса и наконец на крыше под открытым небом пассажиры 3-го класса и багаж.
Автобус приходит в Старые Дороги раз в сутки около двух часов и ночует до утра, а утром забирает пассажиров и везет их в Слуцк. Против вокзала в Старых Дорогах устроен деревянный сарай, в котором ночует этот проводник прогресса. Автобус слуцкого автомобильного движения очень похож на грязного обремененного заботами слона. Покачиваясь всем корпусом направо и налево, медленно выходит он из сарая, оставляя широкие следы от колес.

Мгновенно этот «слон» наполняется народом, нагружается и сверху, и снизу и, издав хриплый победоносный звук, движется вперед по шоссе. Первое впечатление довольно нервирует вас. «Слон» покачивается то туда, то сюда. Вам кажется, что вот-вот он так покачнется, что перевернет вас, но потом мало-помалу вы привыкаете к этим колебаниям».

Помимо неприятной качки пассажиров ожидали непредвиденные поломки в пути. Больше всего проблем приносили встречи машины с лошадьми: «Автобус останавливается при каждом таком скандале и выжидает терпеливо его окончания». Кстати, эта проблема оставалась актуальной еще долгое время. Конные экипажи даже в начале 1930-х признавали главным тормозящим фактором на маршруте.

Историческая справка

Старые Дороги были собственностью Гольшанских, Хадкевичей, Олельковичей, с начала XVII в. — Радзивиллов, с 1820-х гг. — Витгенштейнов, с 1846 г. — государственное владение. С конца XVI в. — местечко на Слуцко-Бобруйском тракте, которое в 1668 г. насчитывало 34 двора. Позже в 6 км на восток образовалось одноименное поселение, поэтому местечко получило название Старые Дороги. С 1791 г. — в Случерецком уезде, с 1793 г. — в Российской империи, деревня, с 1861 г. — в Новодорожской волости Бобруйского уезда. В 1886 г. — 271 житель, 40 дворов, почтовая станция.

С 1896 г. в 2 км на запад от Старых Дорог основана одноименная железнодорожная станция Либаво-Роменской железной дороги, вокруг которой в начале XX в. формируется новое поселение. Оно и дало начало современному городу Старые Дороги. В 1897 г. здесь работали лесопильный и фанерный заводы, с 1914 г. — народное училище. В 1917 г. численность населения около 2 тысяч, насчитывается 154 двора. Во время оккупации в феврале—декабре 1918 г. немецкими и с 20 августа 1919 г. до июля 1920 г. польскими войсками в околицах Старых Дорог действовали партизанские отряды. С 17 июля 1924 г. — центр Стародорожского района. С 9 сентября 1938 г. — город.

Подготовила Марина ГЕРАСИМОВИЧ.

Поделиться :

Популярное

Схожие статьи
Похожие

Яндекс.Метрика