Семейная династия — как красиво это звучит и какие трогательные, впечатляющие, глубокие жизненные истории стоят за этими
словами! Когда по стопам родителей идут сыновья и дочери,
это говорит о многом. И в первую очередь — о том, что общее дело
для них куда больше, чем простые трудовые будни: работа стала
призванием. В Год мира и созидания мы открываем новую
рубрику: расскажем вам о тех людях, которых объединяют не только
кровные узы, но еще и общая профессия.
Наталья Васильевна Дубовик много лет работает рука об руку со своей дочерью Юлией Даудрих. Обе выбрали необычную педагогическую стезю — не самую простую, зато очень нужную и благородную. Они занимаются с особенными детьми: с теми, кому больше других нужны забота и внимание.
Их семейной династии на всех уже более ста лет: отец отдал 40 лет работе с особенными детьми, мама посвятила себя этой работе, дочь более сорока лет верна профессии, внучка продолжает общее дело.
Наталья Васильевна в профессии — авторитетный специалист: за ее плечами более 40 лет педагогического стажа. Ее знают многие мамы и папы, за помощью к ней обращаются уже дети тех, кто сам когда-то был ее воспитанником.
— Наша семейная династия берет начало с моих родителей, — рассказывает Наталья Васильевна. — Они работали в Азаричской вспомогательной школе—интернате. Папа был учителем начальных классов, мама вела трудовое обучение у девочек. Мама в профессию пришла не сразу: она была банковским работником. Когда молодая семья переехала в Азаричи, оказалось, что работать по специальности ей негде. Тогда она переквалифицировалась в учителя труда: она очень хорошо шила, ей нужно было лишь пройти дополнительные курсы. Так мама нашла призвание. В ее классе стояли швейные машины, и девочки с особенностями развития учились у нее шитью — причем вполне успешно. У ее учениц получались неплохие изделия.
С детства Наталья Васильевна видела удивительно доброе — а главное, уважительное и равное — отношение к детям с умственной отсталостью.
— Ни разу в жизни я не слышала в кругу семьи, что эти дети — какие—то «не такие», «неправильные», что они чем—то отличаются от других детей. Это отношение я впитала с детства. Мама всегда готовилась к урокам так же серьезно и ответственно, как будто она работала в обычной школе, — вспоминает Наталья Васильевна.
Она не просто наблюдала со стороны за тем, как трудятся родители: дочь помогала и вникала во все, и само собой вышло, что она решила продолжить семейное дело.
— В нашей семье было четверо детей: один — медик, второй — инженер, третий — биолог. А я была самой младшей, и всегда умела ладить с детьми. Меня часто просили понянчиться с ребенком по—соседски, я легко находила общий язык с младшими, мне было интересно с ними возиться. Поэтому когда отец сказал мне: «Наташа, иди в дефектологию!», я долго не раздумывала.
Еще до поступления в институт юная Наталья целый год работала во вспомогательной школе-интернате — сперва в качестве пионервожатой. Этот год дал окончательную уверенность: работать с особенными детьми — то, чем она хочет заниматься всю жизнь.
— Я закончила педагогический институт и по распределению уехала вместе с мужем в Слуцк. Когда ему предложили работать в Старых Дорогах инструктором райкома партии, мы переехали сюда. В то время на весь район был лишь один учитель—дефектолог — Валентина Васильевна Полянина. Мне предложили быть логопедом — тогда профессия называлась так. Многие дети дошкольного возраста имели проблемы с речью и нуждались в логопеде. Профессия была «дефицитной». Логопед был лишь в городе: на селе и речи не было о таком специалисте.
Первую группу воспитанников Наталья Васильевна набрала в детском саду №1 — теперь это дошкольный центр развития ребенка. Там и проработала до самой пенсии. Грамотный и толковый работник всегда был на хорошем счету. Когда ей было около пятидесяти, опытный педагог стала первопроходцем в нашем районе: она первой начала работать с самыми маленькими детьми. «Ранний возраст» — это совсем малыши, которые еще даже не ходят в сад.
— Это было новое дело в Старых Дорогах. Стали выявлять все больше детей до трех лет с инвалидностью — и с ними надо было заниматься дефектологу, не теряя времени. Так мы стали работать с крошками, и я успешно продолжаю по сей день: занимаюсь в центре коррекционного обучения с самыми маленькими ребятишками.
По стопам мамы в профессию пришла и дочь Юлия Владимировна Даудрих. Она — третье поколение в династии педагогов, которые посвятили жизнь особенным детям.
— Я была учительским ребенком и часто была в детском саду вместе с мамой: можно сказать, росла рядом с ее особенными воспитанниками. Мы общались, дружили, много времени проводили вместе… И никогда я не чувствовала разницы между ними и другими детками. Мама никогда не делила их на «особенных» и других мальчишек и девчонок: к ним всегда было ровное отношение. Это запомнилось мне с детства.
Юлия училась в педагогическом классе, и когда встал вопрос, какую профессию выбрать — ответ был очевиден.
— Мне всегда нравилось работать в детьми. Это было мне ближе всего. Но обычным школьным учителем я себя не видела: хотелось продолжать мамино дело, мне это было по душе, — рассказывает Юлия Даудрих.
Дочь окончила педагогический университет — как когда-то мама. Вернулась в родной городок. Все у нее получалось легко, работа сложностей не вызывала.
— Захотелось поставить себе новую профессиональную планку — группу для детей с тяжелыми нарушениями речи. В это занятие я погрузилась с головой: читала новую литературу, развивалась в профессии. Какие—то нюансы подсказывала мама: работа — наша большая и любимая тема для разговоров, — делится Юлия Владимировна.
Бабушка Юлии, ставшая родоначальницей семейной династии, дожила практически до ста лет. Она знала, что внучка продолжила их семейное дело. Какой это был повод для гордости!
— Бабушка поддерживала связь со своими воспитанниками и после окончания школы—интерната: она активно переписывалась с детьми, которых когда—то учила. Это была крепкая связь: бывшие ученики к ней приезжали в гости. Они ценили то теплое и уважительное отношение, которое помнили с детства.
Сегодня мать и дочь работают под одной крышей — в центре коррекционного обучения. «Здесь работать интересно: к каждому ребенку нужен индивидуальный подход, к каждому надо найти свой ключик. Иначе результата не увидишь», — в один голос говорят женщины. На работе они — два профессионала, которые прислушиваются к мнению друг друга, но могут и поспорить, отстаивая свою точку зрения.
— Мы активно общаемся на профессиональные темы, делимся знаниями. Мама — такой человек, который не стоит на месте. Она всегда совершенствуется, узнает что—то новое, штудирует литературу, — рассказывает дочь о совместной работе.
— Нельзя просто закончить институт и остановиться на этом. Нужно всегда заниматься самообразованием. Тем более, что сейчас для этого столько возможностей: Интернет открыл буквально все двери и дал доступ к разной литературе, — уверена Наталья Васильевна.
Работу в коррекционном центре уж точно не назовешь однообразной.
— К нам обращаются даже с семимесячными и пятимесячными детками. Мы занимаемся с грудничками. Да—да, младшему нашему воспитаннику — всего пять месяцев. Мы работаем с ним пошагово, обучаем родителей взаимодействию с малышом, чтобы они научились его понимать. В нашем деле выявить проблему на раннем этапе — это уже плюс. Чем раньше окажешь помощь, тем лучше будет результат.
Дефектолог работает не только над речью своих подопечных: в его поле зрения — психические процессы, общая и мелкая моторика и еще много других направлений. Эта работа выходит далеко за рамки логопедии.
— На этой работе постоянно чему—то учишься. Доводилось работать с ребенком, у которого была тяжелая форма потери зрения. Я прорабатывала литературу о работе с такими нарушениями, чтобы оказать необходимую помощь. Работали и с детками, у которых врожденная глухота. Чтобы их обучать, приходилось и самой учиться. Но на выходе мы получили хороший результат, — рассказывает Наталья Васильевна.
Семейное дело сблизило мать и дочь еще больше: они передают друг другу опыт и знания, могут часами говорить о любимой работе.
— Конечно, приятно видеть результат своего труда, встречать бывших воспитанников и знать, что у них в жизни все сложилось. Это дает дополнительный стимул продолжать трудиться, — говорит Наталья Васильевна.
— Мои дедушка и бабушка работали в этой сфере, мама всю жизнь посвятила этому делу — конечно, я стараюсь не подвести свою семью. Это мотивирует работать с полной отдачей и еще больше стараться, — продолжает Юлия Даудрих.
— Все начинается с любви: детей нужно любить и принимать. Педагог должен отдавать воспитаннику душевное тепло, и это не просто слова. Нужно видеть перспективы работы с ребенком, важно вселить в родителей уверенность, что их ребенок может справиться со своей проблемой. Тогда и результат получается отличным, — говорят мать и дочь. — Из поколения в поколение в нашей семье передается любовь к детям. Когда с детства видишь, каким человеком и специалистом нужно быть, тогда лучше понимаешь суть профессии. Пример родителей помог понять, что в педагогике любовь к детям, ответственность, уважение — это не просто слова, это — образ жизни.