7.3 C
Старые Дороги
Суббота, 11 мая, 2024

«К каждому ребенку можно найти свой ключик»: семейная династия посвятила всю жизнь «особым» детям

 

Семейная династиякак красиво это звучит и какие трогательные, впечатляющие, глубокие жизненные истории стоят за этими

словами! Когда по стопам родителей идут сыновья и дочери,

это говорит о многом. И в первую очередьо том, что общее дело

для них куда больше, чем простые трудовые будни: работа стала

призванием. В Год мира и созидания мы открываем новую

рубрику: расскажем вам о тех людях, которых объединяют не только

кровные узы, но еще и общая профессия.

Наталья Васильевна Дубовик много лет работает рука об руку со своей дочерью Юлией Даудрих. Обе выбрали необычную педагогическую стезюне самую простую, зато очень нужную и благородную. Они занимаются с особенными детьми: с теми, кому больше других нужны забота и внимание.

Их семейной династии на всех уже более ста лет: отец отдал 40 лет работе с особенными детьми, мама посвятила себя этой работе, дочь более сорока лет верна профессии, внучка продолжает общее дело.

Наталья Васильевна в профессии — авторитетный специалист: за ее плечами более 40 лет педагогического стажа. Ее знают многие мамы и папы, за помощью к ней обращаются уже дети тех, кто сам когда-то был ее воспитанником.

Наша семейная династия берет начало с моих родителей, — рассказывает Наталья Васильевна. — Они работали в Азаричской вспомогательной школеинтернате. Папа был учителем начальных классов, мама вела трудовое обучение у девочек. Мама в профессию пришла не сразу: она была банковским работником. Когда молодая семья переехала в Азаричи, оказалось, что работать по специальности ей негде. Тогда она переквалифицировалась в учителя труда: она очень хорошо шила, ей нужно было лишь пройти дополнительные курсы. Так мама нашла призвание. В ее классе стояли швейные машины, и девочки с особенностями развития учились у нее шитьюпричем вполне успешно. У ее учениц получались неплохие изделия.

 

С детства Наталья Васильевна видела удивительно доброе — а главное, уважительное и равное — отношение к детям с умственной отсталостью.

Ни разу в жизни я не слышала в кругу семьи, что эти детикакието «не такие», «неправильные», что они чемто отличаются от других детей. Это отношение я впитала с детства. Мама всегда готовилась к урокам так же серьезно и ответственно, как будто она работала в обычной школе, — вспоминает Наталья Васильевна.

 

Она не просто наблюдала со стороны за тем, как трудятся родители: дочь помогала и вникала во все, и само собой вышло, что она решила продолжить семейное дело.

В нашей семье было четверо детей: одинмедик, второйинженер, третийбиолог. А я была самой младшей, и всегда умела ладить с детьми. Меня часто просили понянчиться с ребенком пососедски, я легко находила общий язык с младшими, мне было интересно с ними возиться. Поэтому когда отец сказал мне: «Наташа, иди в дефектологию!», я долго не раздумывала.

 

Еще до поступления в институт юная Наталья целый год работала во вспомогательной школе-интернате — сперва в качестве пионервожатой. Этот год дал окончательную уверенность: работать с особенными детьми — то, чем она хочет заниматься всю жизнь. 

Я закончила педагогический институт и по распределению уехала вместе с мужем в Слуцк. Когда ему предложили работать в Старых Дорогах инструктором райкома партии, мы переехали сюда. В то время на весь район был лишь один учительдефектологВалентина Васильевна Полянина. Мне предложили быть логопедомтогда профессия называлась так. Многие дети дошкольного возраста имели проблемы с речью и нуждались в логопеде. Профессия была «дефицитной». Логопед был лишь в городе: на селе и речи не было о таком специалисте.

 

Первую группу воспитанников Наталья Васильевна набрала в детском саду №1 — теперь это дошкольный центр развития ребенка. Там и проработала до самой пенсии. Грамотный и толковый работник всегда был на хорошем счету. Когда ей было около пятидесяти, опытный педагог стала первопроходцем в нашем районе: она первой начала работать с самыми маленькими детьми. «Ранний возраст» — это совсем малыши, которые еще даже не ходят в сад.

Это было новое дело в Старых Дорогах. Стали выявлять все больше детей до трех лет с инвалидностьюи с ними надо было заниматься дефектологу, не теряя времени. Так мы стали работать с крошками, и я успешно продолжаю по сей день: занимаюсь в центре коррекционного обучения с самыми маленькими ребятишками.

 

По стопам мамы в профессию пришла и дочь Юлия Владимировна Даудрих. Она — третье поколение в династии педагогов, которые посвятили жизнь особенным детям.

Я была учительским ребенком и часто была в детском саду вместе с мамой: можно сказать, росла рядом с ее особенными воспитанниками. Мы общались, дружили, много времени проводили вместеИ никогда я не чувствовала разницы между ними и другими детками. Мама никогда не делила их на «особенных» и других мальчишек и девчонок: к ним всегда было ровное отношение. Это запомнилось мне с детства.

 

Юлия училась в педагогическом классе, и когда встал вопрос, какую профессию выбрать — ответ был очевиден.

Мне всегда нравилось    работать в детьми. Это было мне ближе всего. Но обычным школьным учителем я себя не видела: хотелось продолжать мамино дело, мне это было по душе, — рассказывает Юлия Даудрих.

Дочь окончила педагогический университет — как когда-то мама. Вернулась в родной городок. Все у нее получалось легко, работа сложностей не вызывала.

Захотелось поставить себе новую профессиональную планкугруппу для детей с тяжелыми нарушениями речи. В это занятие я погрузилась с головой: читала новую литературу, развивалась в профессии. Какието нюансы подсказывала мама: работанаша большая и любимая тема для разговоров, — делится Юлия Владимировна.

 

Бабушка Юлии, ставшая родоначальницей семейной династии, дожила практически до ста лет. Она знала, что внучка продолжила их семейное дело. Какой это был повод для гордости!

Бабушка поддерживала связь со своими воспитанниками и после окончания школыинтерната: она активно переписывалась с детьми, которых когдато учила. Это была крепкая связь: бывшие ученики к ней приезжали в гости. Они ценили то теплое и уважительное отношение, которое помнили с детства.

 

Сегодня мать и дочь работают под одной крышей — в центре коррекционного обучения. «Здесь работать интересно: к каждому ребенку нужен индивидуальный подход, к каждому надо найти свой ключик. Иначе результата не увидишь», — в один голос говорят женщины. На работе они — два профессионала, которые прислушиваются к мнению друг друга, но могут и поспорить, отстаивая свою точку зрения.  

Мы активно общаемся на профессиональные темы, делимся знаниями. Маматакой человек, который не стоит на месте. Она всегда совершенствуется, узнает чтото новое, штудирует литературу, — рассказывает дочь о совместной работе.

Нельзя просто закончить институт и остановиться на этом. Нужно всегда заниматься самообразованием. Тем более, что сейчас для этого столько возможностей: Интернет открыл буквально все двери и дал доступ к разной литературе, — уверена Наталья Васильевна. 

 

Работу в коррекционном центре уж точно не назовешь однообразной. 

К нам обращаются даже с семимесячными и пятимесячными детками. Мы занимаемся с грудничками. Дада, младшему нашему воспитанникувсего пять месяцев. Мы работаем с ним пошагово, обучаем родителей взаимодействию с малышом, чтобы они научились его понимать. В нашем деле выявить проблему на раннем этапеэто уже плюс. Чем раньше окажешь помощь, тем лучше будет результат

Дефектолог работает не только над речью своих подопечных: в его поле зрения — психические процессы, общая и мелкая моторика и еще много других направлений. Эта работа выходит далеко за рамки логопедии.

На этой работе постоянно чемуто учишься. Доводилось работать с ребенком, у которого была тяжелая форма потери зрения. Я прорабатывала литературу о работе с такими нарушениями, чтобы оказать необходимую помощь. Работали и с детками, у которых врожденная глухота. Чтобы их обучать, приходилось и самой учиться. Но на выходе мы получили хороший результат, — рассказывает Наталья Васильевна.

 

Семейное дело сблизило мать и дочь еще больше: они передают друг другу опыт и знания, могут часами говорить о любимой работе.

Конечно, приятно видеть результат своего труда, встречать бывших воспитанников и знать, что у них в жизни все сложилось. Это дает дополнительный стимул продолжать трудиться, — говорит Наталья Васильевна.  

Мои дедушка и бабушка работали в этой сфере, мама всю жизнь посвятила этому делуконечно, я стараюсь не подвести свою семью. Это мотивирует работать с полной отдачей и еще больше стараться, — продолжает Юлия Даудрих.

Все начинается с любви: детей нужно любить и принимать. Педагог должен отдавать воспитаннику душевное тепло, и это не просто слова. Нужно видеть перспективы работы с ребенком, важно вселить в родителей уверенность, что их ребенок может справиться со своей проблемой. Тогда и результат получается отличным, — говорят мать и дочь. — Из поколения в поколение в нашей семье передается любовь к детям. Когда с детства видишь, каким человеком и специалистом нужно быть, тогда лучше понимаешь суть профессии. Пример родителей помог понять, что в педагогике любовь к детям, ответственность, уважениеэто не просто слова, этообраз жизни.

Поделиться :

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярное

Схожие статьи
Похожие

Делегаты ВНС продолжают встречи с трудовыми коллективами района

Делегаты Всебелорусского народного собрания от Стародорожского района Юлия Шумилова...

Выступление Президента Беларуси на церемонии возложения венков и цветов к монументу Победы

Выступление Президента Беларуси А.Г. Лукашенко на церемонии возложения венков...
Яндекс.Метрика