Новость о том, что в нашем районе стало одним пассажирским перевозчиком меньше, вызвала бурный отклик у стародорожан. Приостановил свою деятельность ИП Медведев, выполнявший рейсы по маршруту Старые Дороги — Минск — Боровляны. Пожалуй, не было такого человека, который бы не прокомментировал острый вопрос: неужели маршруток «на Минск» станет меньше, а значит, добраться до столицы — сложнее?
Особенно волновались стародорожане по поводу утреннего рейса на Боровляны. Эта маршрутка всегда выручала тех, кому надо с утра пораньше быть в Минской областной больнице, онкоцентре и других учреждениях здравоохранения, которые находятся рядом. Маршрутка ехала на Боровляны, не «нарезая» круги по столице, что было очень удобно для пассажиров.
«Как теперь быть?» — задавались вопросом наши читатели. А главное — почему же все-таки перевозчик, к услугам которого прибегали сотни жителей района, прекратил работу? И есть ли шансы, что привычный рейс вновь вернется в работу?
Как пояснил сам перевозчик, причиной паузы в работе стал отказ в заключении договора со стороны «Миноблпассажиртранса» на право осуществления деятельности в сфере пассажирских перевозок в регулярном сообщении.
Без такого договора ни один «маршрутчик» не может отправляться в рейс: именно «Миноблпассажиртранс» является оператором городских, пригородных и междугородних автомобильных перевозок на территории Стародорожского района.
«Заниматься перевозками можно только заключив договор с «Миноблпассажиртрансом» и пройдя конкурс. В этом оказалась загвоздка. Работать мы намерены только в рамках закона и никак иначе: нарушать законодательство и работать «втихую» лишь потому, что есть спрос, не будем ни в коем случае», — прокомментировал Дмитрий Медведев.
По данному вопросу была проведена встреча представителей районной вертикали власти с заинтересованными перевозчиками.
В чате «Старые Дороги. Фотофакт» районная администрация сообщает следующее. «21 ноября 2023 г. состоялось рабочее совещание с автомобильными перевозчиками пассажиров по маршруту Старые Дороги – Минск – Боровляны. На сегодняшний день работают три регулярных перевозчика, которые заверили, что обеспечат полную потребность в перевозках по данному маршруту. Также действует пригородный маршрут Щитковичи – Старые Дороги с отправлением из аг. Щитковичи (понедельник-пятница) в 6.10 с остановкой (на автодороге Р-92) по пути следования маршрутки Старые Дороги – Минск – Боровляны. Данный вопрос остается на контроле в Стародорожском райисполкоме. В случае возникновения проблемных вопросов граждане могут обратиться по тел. 55308 или направить сообщение на электронную почту: estrik@staryedorogi.gov.by».
Официальный ответ от «Миноблпассажиртанса» придет позднее.
В отделе экономики райисполкома пояснили, что жителей нашего района обслуживают три перевозчика, работающих в регулярном сообщении. Первый — это наш участок филиала «Автобусный парк №2» г. Слуцка. Сейчас у автопарка есть 2 городских, 18 пригородных и 1 междугородний маршрут. Второй — индивидуальный предприниматель Качан В.В. У него есть два междугородних маршрута: Минск—Старые Дороги и рейс из райцентра до Боровлян через Минск. Третий — индивидуальный предприниматель Телеш А.Г., который также осуществляет пассажирские перевозки в столицу и обратно.
У «частников» есть два утренних рейса до Боровлян. Первый отправляется в 5.45 утра, второй — в 7.40 утра. Именно о них больше всего волновались стародорожане. Так что доехать до Боровлян напрямую из нашего города без пересадок по-прежнему можно. Но вот желающих «записаться» на маршрутку зачастую больше, чем свободных мест. Что можно посоветовать тем, кто собирается прокатиться в столицу? Не надеяться на авось и заказывать билеты заранее.
Судя по «свежему» расписанию, каждый день из Старых Дорог до Минска совершается шесть рейсов, а в пятницу и воскресенье — восемь. Это больше, чем предусмотрено государственным социальным стандартом. В постановлении Совета Министров №724 указан четкий «транспортный норматив». Ежедневно должен совершаться как минимум один оборот (два рейса) между райцентром и областным центром. В Стародорожском районе этот стандарт выполняется: таких оборотов в день у «частников» — от шести до восьми.
И все же стародорожане сетуют: заказать билет не всегда легко. За то время, как острая тема обсуждалась в группе «Старые Дороги. Фотофакт» в редакцию обратились несколько читателей со своими историями.
Кто-то не смог забронировать билет на утренний рейс: «Вызвали в командировку в столицу. Звоню нашим «маршрутчикам» за день до поездки, а все места уже расписаны. Пришлось садиться на поезд до Осиповичей, а оттуда уже маршрутки ходят часто».
Кто-то не смог без хлопот уехать из Минска. «Мой брат — студент. Когда он пару недель назад вынужден был срочно вернуться в Старые Дороги, маршрутка из Минска уже была полной. Пришлось заказывать место у слуцких маршрутчиков, а затем забирать брата из Слуцка на машине».
Пассажиры хотят иметь возможность без проблем добраться до Минска, не волнуясь о том, будут ли места. Перевозчики хотят работать в плюс, не «гоняя» полупустые маршрутки. Это чем-то напоминает спор по типу: «Пусть ходит много маршруток, хоть бы и стареньких», и «Лучше меньше рейсов, зато — комфортный и надежный транспорт». И точку в этом споре ставит государство.
«Маршрутная» тема в нашем районе прозвучала «в унисон» с актуальной темой в масштабах страны. Глава государства собрал совещание по вопросам пассажирских перевозок. На повестке — ситуация с «маршрутчиками», где давно нужно навести порядок.
Президент назвал два главных требования государства к транспортной сфере:
«Первое — безопасность людей. Таким видом транспорта (такси и маршрутками. – прим. ред.) пользуются многие наши граждане и гости страны. Второе — легальная работа перевозчиков. Потому что выручку занижают, прячут, в конвертах зарплаты платят, налоги не платят в бешеных размерах».
За 9 месяцев этого года проверено немногим более 10 тысяч автомобилей. Выявлено около 9 тысяч нарушений (!). То есть в девяти случаях из десяти за «бомбилами» разного уровня были небольшие грешки и серьезные оплошности, — тут уж у кого как. И это в первую очередь вопрос нашей с вами безопасности. И не один вопрос, а множество. Кто сидит за рулем — профессионал или «шабашник»? На чем нас перевозят — на технически исправном транспорте или «консервной банке» на колесах? Всегда ли охотно обилечивают пассажиров или стараются «прижать» билеты, если сам не потребуешь чек?
Поэтому так бескомпромиссно прозвучало требование Главы государства: «Сегодня нам нужно досконально разобраться и установить единые для всех правила игры. Жесткие, прозрачные и понятные. Никого не надо давить, травить, увольнять и прочее. Правила игры одинаковые для всех!».
Так что порядок в сфере пассажирских перевозок будут наводить строгий. Одна из планируемых новаций — единый реестр легальных перевозчиков. Для каждого, кто пользуется услугами маршруток и такси, это — хорошая новость. Ведь пассажирские перевозки — это не только добраться из точки А в точку Б, но и сделать это максимально комфортно и безопасно.
Текст: Виктория ПАТОЦКАЯ.
Справочно
По каким критериям в «Миноблпассажиртрансе» выбирают перевозчиков?
Полный перечень есть на сайте предприятия, он довольно внушительный. За каждый пункт из списка начисляются баллы. Выигрывает тот, у кого баллов больше. Вот главные пункты:
• наличие нужного количества автобусов и их резерва;
• вместимость автобусов, соответствие экологическим требованиям и другие параметры, обеспечивающие комфорт и безопасность пассажиров;
• год выпуска автобусов. Это один из ключевых критериев в борьбе за победу. Перевозчик, у которого маршрутки не старше 2022 года, получает сразу 40 баллов, оставляя конкурентов далеко позади;
• надлежащее техническое и санитарное состояние автобусов;
• опыт работы в сфере пассажирских перевозок;
• наличие или отсутствие нарушений законодательства.